В конце эпохи Советского Союза , вместе со всей экономикой, рухнуло отечественное светотехническое производство, которое характеризовалось не эффективным менеджментом и морально устаревшим оборудованием.
Созданные в СССР светотехнические производства оказались без оборотных средств. Их положение усугублялось нехваткой навыков и, зачастую, готовности работать в условиях конкурентного рынка. Отсутствие платёжеспособного спроса со стороны традиционных потребителей: в основном, заводов и фабрик – привело к полной или частичной остановке многих из этих производств на десятилетие. Начавшаяся тогда перестройка экономики вызвала появление и рост спроса на совершенно новый тип светильников для офисных, торговых и иных коммерческих помещений. Простаивающие заводы, всё ещё «управляемые» в середине прошлого десятилетия приватизировавшими их советскими директорами, не сделали никаких попыток удовлетворить этот тогда только нарождающийся спрос и банально оказались не конкурентноспособными. В результате, рынок мгновенно заполнился растровыми светильниками из КНР, ОАЭ и Восточной Европы по 100 долларов за штуку. Лампы мощностью 18 и 36 ватт типа Т8 для этих светильников также практически полностью импортировались из за рубежа.
Доминирование импортных светильников продолжалось не долго. На рынок вышли вновь созданные российские компании, которые предложили потребителю качественные и доступные по цене, произведённые в России, растровые светильники.
Экономический кризис в 1998 явился переломным в судьбе светотехнической промышленности России, построенной в годы плановой экономики. К началу 21 века многие из них обрели более эффективных управленцев, изменили подходы к ведению бизнеса, научились жить в условиях рынка. Изменение макроэкономической ситуации в Росиии позволило традиционным производителям промышленного света начать восстановление производства и обслуживания своих традиционных потребителей. Но наиболее перспективный рынок светильников для офисов, разнообразных коммерческих и общественных помещений уже оказался занят продукцией под «новыми» марками, возникшими в последнее десятилетие.
Первые послекризисные годы представлялись просто благостными практически всем, кто имел отношение к растровым светильникам с 4х18 (так называемый тип светильников, под потолок АРМСТРОНГ). Эти светильники казались абсолютным стандартом для всех, кто имел отношение к офисному и коммерческому освещению: производителям, оптовикам-дистрибьюторам, строителям и конечным потребителям. Серьезными темпами росли объёмы выпуска и реализации, начал быстро расти спрос в крупных областных центрах. Массовое производство сделало возможным просто гигантское увеличение рынка растровых светильников за какие-то 4-5 лет. Одновременно, сначала подспудно, а в последние годы всё сильнее, в сегменте офисного и коммерческого освещения набирали силу тенденции массового потребления, которое шло на смену массовому производству.
До недавнего времени успех на рынке определялся способностью произвести функционально-качественный товар со снижающейся себестоимостью. Опять на ум приход аналогия с Т-моделью автомобиля Форда: достаточно было дать рынку растровый светильник 4х18, который светил, и успех был обеспечен. Но в этой простоте таилась та самая угроза, которая, в своё время, свергла Форда с его пьедестала: эпоха массового производства уступала место эпохе массового потребления (или, как её ещё по-другому называют, массового сбыта). Если в западных странах эпоха массового производства продолжалась несколько десятилетий, то Россия проходит этот путь гораздо быстрее. Во многих потребительских отраслях (например, мобильной связи, видеоаппаратуры, развлечений и т.п.), особенно в Москве, эпоха массового производства закончилась уже несколько лет назад. Ненамного отстают те отрасли непотребительского сектора, которые непосредственно обслуживают человека или влияют на условия его работы, определяют удобство совершения покупок, комфорт нахождения в офисе, магазине, аэропорту и т.п. К ним относятся: мебель, компьютерные дисплеи, офисная техника и, что особенно важно для нынешней темы разговора, освещение и интерьеры.
В результате, мы наблюдаем, как изменяется отношение всех участников процесса движения офисных и коммерческих светильников, которые до недавнего времени были представлены практически исключительно «Т-моделью» растрового светильника с ЛЛ 4х18 с электромагнитными дросселями. Производители растровых светильников 4х18 практически исчерпали возможности повышения эффективности и снижения себестоимости. Увеличение объёмов выпуска уже не ведёт к экономии на масштабах производства. Материалы и комплектующие очевидно достигли минимума стоимости и будут только дорожать. Те производители, которые будут цепляться за философию массового производства умирающего светильника 4х18, рискуют в определённый момент оказаться там же, где оказалась чёрная Т-модель Генри Форда – в историческом музее рядом с чучелами вымерших динозавров.
Оптовые торговцы отделочными материалами, привыкшие перелопачивать растровые светильники целыми фурами вместе с вагонами подвесных потолков, начинают терять интерес к продукту, который больше не приносит прибыли. Налицо рыночные тенденции к усилению роли светотехнических и электротехнических компаний, способных удовлетворять возрастающие и усложняющиеся запросы конечных пользователей. Но этим компаниям, в отличие от торговцев подвесными потолками, недостаточно иметь один единственный светильник: им необходимо иметь возможность предлагать клиентам самые разнообразные и сложные световые решения. Собственно говоря, и в этом плане российский рынок быстро догоняет европейский, где практически все светильники для офисных, торговых и иных общественных помещений доходят до потребителя через светотехнические отделы оптовых торговцев электротехникой. Светильники массового спроса продаются этими оптовиками напрямую строителям. Более изысканные – через дизайнеров, архитекторов и проектировщиков.
Нужно отметить, что многие региональные оптовые компании, работающие непосредственно со строителями, уже давно заметили наметившиеся изменения в характере спроса. Именно поэтому, продолжая продавать значительные объёмы светильников с ЛЛ 4х18 (а что остаётся делать в отсутствии реальной альтернативы), эти региональные компании выделяют светотехнические направления, открывают филиалы, которые приближают их к конечному потребителю, начинают устанавливать связи со специалистами-светотехниками, дизайнерами и архитекторами. Именно эти люди станут в ближайшие годы ключевыми игроками на рынке светотехники. Вокруг них будут вращаться все остальные персонажи.
Владельцам и арендаторам офисов и магазинов нужны будут от них технические советы и архитектурно-дизайнерские решения. Строителям этих самых офисов и сооружений необходимо будет понимание, как реализовывать пожелания заказчиков, сформулированные с помощью специалистов. Оптовые торговцы светотехнических изделий будут обращаться к ним за информацией о важнейших тенденциях в области освещения. Наконец, производители светильников смогут продвигать свою продукцию только в том случае, если консультанты по освещению, дизайнеры, архитекторы сочтут данную конкретную модель светильника данного конкретного производителя достойной, чтобы рекомендовать её к использованию в том или ином проекте.
Ну а что же конечные потребители? А потребители, удовлетворив свои первичные потребности в освещении своих первых офисов, демонстрационных залов, магазинов через использование растровых светильников с ЛЛ 4х18, начинают демонстрировать спрос на более разнообразные, более элегантные, более эффективные решения. Иными словами, рынок уже готов к сегментированию. До недавнего времени рост разнообразия потребностей и запросов сдерживался комбинацией взаимозависимых факторов: низкой покупательной способностью рубля по отношению к евро-доллару; отсутствием предложения; низкой конкуренцией на рынке офисов, торговых помещений и рабочей силы. Компании не были готовы платить более высокую цену за улучшение освещения, так как в этом не было необходимости ни для привлечения арендаторов, ни покупателей, ни высококвалифицированного персонала. Сейчас ситуация ощутимо меняется. Изменяющийся рынок формулирует основной вызов отечественным производителям светильников: изменяйтесь или уходите.